Mascot Miks Karting
Корзина

СМИ о нас

Новые слова в гонках: что такое Картсим, Микс и фиджитал

22.12.2023
Как редакция «Мотора» приехала на подиум в гонке против сильнейших пилотов страны

В широком смысле слово фиджитал означает сочетание физического и виртуального: оно образовано из частей слов physical и digital. В спорте этим понятием обозначают гибридное двоеборье, когда половина активности происходит в киберпространстве, а другая — в реальном мире. Формат гонок «картсим» наглядно представляет эту идею в рамках автомобильного спорта. Команда редакции «Мотора» поучаствовала в большом фестивале картинга и симрейсинга на площадке московского картодрома MIKS Karting и получила массу опыта и удовольствия. При этом нашими соперниками были лучшие звездные гонщики страны, а по итогу соревнования Мотору удалось занять даже ступеньку на подиуме!


a69f6c8c145b72a08c2a2ca9bfe85d5b589bd700.png

Дмитрий Ласьков

Необычный формат «картсим»

Двухчасовая командная «Гонка звёзд» проводится на симуляторе и на картодроме в виде параллельных заездов на выносливость со сменами пилотов. Соответственно, в каждой команде в любой момент времени два гонщика находятся за рулём, а два других ожидают, чтобы их сменить во время пит-стопа.

За время соревнования каждый участник должен проехать минимум по одной 20-минутной сессии как в реальности, так и в виртуальном пространстве. На финише подсчитывается сумма очков каждой команды согласно занятым местам в картинге и симрейсинге (баллы за эти дисциплины равноценны), по сумме которых и определяется победитель.


96b74cbc8d871c3f959c03736bdecdbe5b0e1b2a.png

Порядок старта и карт для старта (не секрет, что абсолютно равных по техническому состоянию машин в картинге не бывает) определяется жребием, а 5-круговая квалификация нужна лишь для того, чтобы определить победителя соревнования в случае равенства очков у двух команд. Пилоты довешиваются до 85 кг, а больший, чем это значение, вес в Гонке звёзд не компенсируется.

Симуляторная часть заездов проводится на игровом оборудовании профессионального уровня в игре Assetto Corsa Competizione. Оно состоит из мощного игрового компьютера, изогнутого монитора с огромной диагональю и кокпита-каркаса, на котором смонтирован гоночный ковш и руль с педалями. Стоимость такой сборки легко превышает полмиллиона рублей, что примерно вдвое дороже 9-сильного карта, который используется для тренировок и гонок в клубе MIKS Karting.


cd38b22dbbace8dc71367486ec5ce9405bf37efd.png

Фестиваль картсим проводится при поддержке департамента спорта города Москвы на базе клуба MIKS Karting (прежнее название — Forza). Имя MIKS уходит корнями к акрониму M.I.K.C. — Moscow Indoor Karting Cup. Под этим брендом долгое время проводился самый популярный в России чемпионат, который все называли просто «Миксом»

Для второй части Гонки звёзд организаторы выбрали виртуальное воплощение трассы «Нижегородское кольцо» и переднеприводник Lada Kalina NFR R1. То есть практически такую же кольцевую Ладу, на которой мне в 2020 году посчастливилось проехать этап РСКГ в реальной жизни! А на «НРинге» недавно как раз проводилась презентация гражданской Гранты Спорт. С картингом я тоже знаком неплохо — в 2014–2016 годах немало времени провёл за тренировками на закрытых картодромах и даже проехал пару сезонов главного «прокатного» чемпионата страны — того самого MIKC (ныне — MIKS).

Значит осталось всего ничего — собрать команду, которая при этом была бы вправе называться Motor.ru, и где все будут хотя бы не медленнее меня. Ведь соперниками в Гонке звёзд, как можно догадаться из её названия, будут известные российские автогонщики и пилотессы: в составы 10 команд-конкурентов заявлены Александр Смоляр, Ирина Сидоркова, Анастасия Нифонтова, Алексей Карачёв, Михаил Симонов, Кирилл Ладыгин, Иван Самарин, Сергей Сироткин, Борис Шульмейстер, Артур Мурадян и другие гранды российского автоспорта.


Неочевидная интрига

Не буду перечислять регалии каждой из «звёзд» — у интересующихся автоспортом читателей эти фамилии и так на слуху, а поисковые системы могут рассказать многое про каждую из них. Важно то, что это действительно быстрые и добившегося многого профессиональные спортсмены. Причем все они выступают на разной технике: среди звёздных участников есть кольцевики, раллисты, кроссмены, дрифтеры, пилоты с формульным опытом, заслуженные мастера спорта и вчерашние картингисты топ-уровня.


c8f0b879f84a663ea7482eace743b226e3341469.png

В картсиме всё разнообразие этого опыта во многом уравнивается необходимостью уверенно выступить сразу в двух столь непохожих друг на друга гоночных дисциплинах. Прокатный картинг требует очень специфической техники пилотажа — если человек занимается гонками, но давно (или вообще никогда) не сидел в таких машинках, то вкатиться в картинговую трассу ему может быть очень непросто. Потому что определённо придётся ломать кое-какие гоночные рефлексы.


4fc54681a436b9130802317933d95ade33521d85.png

Так же и с киберзаездами: без наработанной привычки ехать «по глазам и рукам», без вестибулярного подтверждения ощущений (которое есть в любой реальной машине) достаточно сложно, как и показывать хорошие времена, даже если в реальности ты очень быстрый пилот. Хотя сейчас многие профессиональные гонщики используют симулятор для подготовки. Например, ведущий в том числе тренерскую деятельность Борис Шульмейстер признался, что готовит подопечных к реальным кузовным гонкам в том числе с помощью «наката» на симуляторе.


96bb9279b90cb4da1ff6fe6a6c2395c9453706b2.png

В итоге невозможно с уверенностью предположить, кто из звёздных пилотов выстрелит в какой дисциплине, а кто испытает трудности. Тем более, что многие из них люди занятые и не имеют возможности достаточно потренироваться к дружеской, по сути, гонке. Чтобы сбалансировать команды, организаторы добавили во многие коллективы топовых картингистов из Микса и профессиональных игроков из высшей лиги симрейсинга. Команде Мотора досталось как раз по одному такому, а четвёртым стал Михаил Конончук, пишущий для вас прекрасные тексты вроде этого.

Подготовка: руки помнят (но не всё)

В последние годы я редко оказывался за рулём карта. Но каждый такой случай подтверждал аксиому, что забыть, как рулить (ездить на велосипеде, играть на гитаре, плавать, рисовать) — невозможно. Поэтому за свой темп я не переживал, но провёл несколько тренировок и проехал в качестве подменного пилота гонку в чемпионате Микс. Темп был нормальный, а проблемой стала стёртая «до мяса» ладонь — старые и недостаточно цепкие гоночные перчатки не смогли защитить мои руки, поэтому Гонку звёзд я впоследствии ехал с болью от елозящих в не зажившей до конца ране пластырей.



3079a960529091884420a34d61baa3591288f3c5.png

Защита рёбер может сэкономить немало здоровья, особенно если у вас нет слепленного по индивидуальным меркам ложемента в сиденье карта. А вот купить новые перчатки ради одной гонки я поленился — и поплатился за это не только стёртыми ладонями


Мой коллега Михаил Конончук хорош в управлении полноразмерными автомобилями (недаром он работает контраварийным инструктором) и иногда поигрывает в кибергонки, но вот на тележках с мотором никогда не блистал. Поэтому мы с ним пошли ускоряться в Академию картинга Mazda (МКА) под руководством Сергея Балдина, в которой я тренировался в былые годы.

Миша здорово намял с непривычки рёбра, но за несколько тренировок встал во вполне приемлемый темп. Который потом очень здорово улучшил уже в самой Гонке звёзд. Нашими с ним напарниками по команде Motor.ru стали топ-пилот из всё той же МКА Илья Сидельников и один из лучших симрейсеров страны — пилот LADA Sport ROSNEFT Кирилл Антонов.


c0917c2c3c613aaab3102662a1feda1b7c0218d5.png

«База» (она так и называется), из которой растёт рулевой вал, неспроста выглядит так массивно. В ней находится мощный электромотор обратной связи, который порой буквально рвёт штурвал из рук — всё как на настоящем гоночном автомобиле. За часовую тренировку на симуляторе я не то чтобы устаю, но физическую нагрузку ощутить успеваю.  © Дмитрий Ласьков

От последнего можно было бы перенять очень много опыта во время тренировок на симуляторе, но Кирилл приболел и помогал процессу дистанционно. В результате двое в нашей команде ехали на виртуальной Калине на очень конкурентоспособном уровне, а двое отставали от них на существенную секунду с круга. Одним из последних был я: симулятор оказался более сложной штукой, чем кажется на первый взгляд.

Дополнительно мне мешало то, что цифровая модель автомобиля не совсем точно повторяла поведение реального. И требовала совершать противоестественные действия: например, сильно переруливать в медленных поворотах и проходить их буквально «плугом». Но условия для всех одинаковые, поэтому жаловаться не на что — чем выше адаптивность и универсальность пилота, тем он ценнее в составе команды фиджитал-соревнований.


da97449e82d1927076525b0eff6cecc2d4ef1085.png

Проведение любительских гонок в картинг-клубе MIKS за последние годы вышло на очень высокий уровень. Например, организаторы устраивают трансляцию на площадках VK и Youtube с профессиональным монтажом, комментаторами в студии и интервью на арене событий


Гонка и её результаты

Картинговую гонку мы выиграли! Приехали на первое место за счёт сбалансированного состава, маленького подвига двух изначально более медленных пилотов, а также удачи и грамотной тактики. Имея в составе двух условно картингистов и двух симуляторщиков, мы решили сначала откатать максимально короткие отрезки в непрофильных для каждой пары гонщиков дисциплинах.

А потом потом посадить всех пилотов на более длинные сессии уже за тот тип руля, с которым они наиболее эффективны — и отыгрывать позиции у соперников за счёт хорошей стабильной скорости, помноженной на большую продолжительность стинтов (так называется сессия пилота в гонке).


94838e6a9e98caa990f094dad4bc03fb710f597f.png

Но в изначальный план вмешалась фортуна: по жеребьёвке нам выпал бодрый карт и 3 место на старте. Это значит, что на реальной трассе начинать надо картингисту Илье Сидельникову, который единственный из нас способен наверняка реализовать эту удачу и создать максимальный задел. Так и произошло: вскоре он вырвался в лидеры, а приняв от него эстафету, я увеличил преимущество над преследователями: более полного круга. Но настоящий подвиг у нас в команде совершили журналист Конончук с симрейсером Антоновым — они раскатили потрясающий по сравнению с собою вчерашними темп и привезли Motor.ru победу в картинговой части Картсима.


7f21a8b7893d5b856b03c4438d1c34892eff79d1.png

Финиш спустя 120 минут гонки. Это на 100 минут меньше, чем едут на этой же трассе команды чемпионата MIKS, состоящие также из 4 пилотов

На симуляторе тоже жарко: наш сим-лидер не смог доминировать над коллегами (сильных кибер-пилотов в составе команд было много), далее случилась немного сбившая нас с толку перезагрузка сервера, а также давила коллективная ответственность. Ведь помимо позиции на трассе каждый пилот отвечал и за недопущение срезок — на всю команду даются 5 «бесплатных» выходов за пределы трассы, а за шестой уже следует весомая пенализация.

Под финишный флаг я проехал уже в безопасном темпе «доездинга» — главное было не отдать четвёртое место и не получить штрафов. Ведь в это же время Михаил Конончук привозит победу в картинге, и таким образом команда Motor зарабатывает 30+18=48 очков. Ровно столько же, сколько и конкуренты из коллектива Сергея Сироткина «Московский спорт»! Поэтому судьбу первого места решат результаты квалификации — у кого был лучше результат (у нас) — тот и чемпион.



6ecbc60460dd22569511329db45241603ab0a48a.png

Но вскоре после финиша «Мотору» назначается штраф за некий эпизод в кибер-гонке, отбрасывающий нас с 4 на 6 итоговое место. Пересчёт очков — и Motor.ru приглашают лишь на третью ступень пьедестала. Оказалось, что у нашего опытнейшего симрейсера Кирилла Антонова был гоночный инцидент с автомобилем соперников, который судьи трактовали как нарушение. Инцидент крайне неоднозначный и лишь один из многих подобных среди всех команд.

Ведь контактной борьбы в сим-гонке хватало — например, меня лично опередили с помощью грубого контакта, а наказания сопернику не последовало. Поэтому вопрос, почему внимание судей уже после финиша привлёк один спорный и не влияющий на позиции в гонке эпизод с командами, в числе которых есть претендент на абсолютную победу в соревновании, оставлю открытым.



66322bfcb9d8899bf0b8dc80e087ee675b47c650.png

Бесспорные победители этой гонки — команда проекта «Картинг без границ», дающего возможность заниматься картингом людям с инвалидностью. Эти пилоты одержали победу прежде всего над собой и обстоятельствами, сумев не только сесть за руль специальных картов и симуляторов с ручным управлением, но и в хорошем темпе выступать в одной гонке со всеми остальными командами

Что всё это значит

Конечно, высокий результат нашей команды — не повод обольщаться и думать, что мы лучше всех. Завсегдатаи чемпионата MIKS намного быстрее нас на картодроме, зачастую не будучи при этом ни профессионалами, ни тем более звёздами. А симрейсинг — это вообще свой отдельный мир, в котором нужно проводить почти всё свободное время, чтобы стать чемпионом. Но одновременно это и полезный инструмент для профессиональных пилотов и просто отличное развлечение для любителей.


f295a42134f482e814a8a3537216c6702535e399.png

Чем больше слагаемых успеха присутствует в каком-то мероприятии, тем большую роль играет менеджмент. Надо собрать сбалансированную и мотивированную команду, организовать тренировки, быть готовыми к самым разным сценариям в гонке, скоординировать действия во всех частях соревнования. Так, в картинге нам здорово помог профессиональный менеджер из Mazda Karting Academy — он ловко и вовремя сажал нас на машины одна лучше другой.

И всё же, главное в такой дружеской гонке — не место, кубки и фотографии с подиума, а атмосфера и удовольствие от полученного опыта борьбы с крутыми соперниками. Самый сложный из которых — ты сам. Об этом подробнее расскажу в будущих публикациях на тему картинга и автоспорта. 

Вернуться ко всем новостям

Возврат к списку

Контакты

Москва, Шарикоподшипниковская, улица 13, ст. 41 (мы в здании напротив)
@volkonskayastudio - Telegram, по оперативным вопросам сотрудничества
  • Следуйте 300 метров на юг по ул. Шарикоподшипниковская в сторону ттк . Поверните налево на 2 ул. Машиностроения и идите 500 до КПП «ЕПК Москва» рядом с домом 23. Заходите в КПП, называете кодовое слово: «Я в картинг центр МИКС». Далее идете прямо 400 метров. С левой стороны вход к нам.
    Стоимость парковки — 150 руб.

    Проложить маршрут в Яндекс.Картах Яндекс.Карты
  • Первый вагон из центра. Выходы № 1-2 на ул. Новоостаповская. Следуйте 450 метров на запад по ул. Новоостаповская в сторону 1-го Дубровского проезда до КПП «ЕПК Москва». Заходите в КПП, называете кодовое слово: «Я в картинг центр МИКС». Идете прямо 350 метров. С правой стороны вход к нам!
    Стоимость парковки — 150 руб.

    Проложить маршрут в Яндекс.Картах Яндекс.Карты
  • Адрес для навигатора: 2-ая ул. Машиностроения д.23.

    Въезд со 2-ой улицы Машиностроения через шлагбаум после дома №23 с вывеской ОАО «ЕПК Москва». На КПП называете кодовое слово: «Я в картинг-центр МИКС», получаете пропуск на парковку. Едете прямо 400 метров! Въезд на нашу парковку с левой стороны!

    Стоимость парковки — 150 руб.

    Проложить маршрут в Яндекс.Навигаторе Яндекс.Навигатор